Как основатель Ubuntu в России программу заказывал

Funding free software projects.

21.11.2003, Mark Shuttleworth.

Я написал свою историю под впечатлением от заметки Tom Hoffman в его блоге, где он ссылался на SchoolTool и Chandler. Он затронул тему, которая сильно меня интересовала, — как лучше всего спонсировать разработку open source. Поверьте мне, это совсем не просто. Большинство проектов open source ведут люди, которые имеют собственное видение этого проекта. Намного сложнее нанять людей, которые разделяют твоё видение. Но поскольку филантропы инвестируют в open source, нам придётся научиться это делать так или иначе.

Для начала я расскажу историю проекта SchoolTool, так как она прекрасно иллюстрирует это явление.

Я нанял команду талантливых программистов во время моей поездки в Россию, когда я изучал возможность принять участие в русской космической программе. Все члены команды были фанатами программного обеспечения open source и знакомы с его разработкой. Правда, никто из них не имел опыта руководства ИТ-проектом, но я решил, что команда сама сможет организовать свою работу. Я решил соединить лучшие качества закрытой и открытой разработки. Я обеспечил программистов стабильной зарплатой, чтобы они могли сосредоточиться исключительно на моём проекте. Обычно большинство проектов open source страдают от того, что их делают в свободное от работы время, и основная работа не даёт возможности программистам плотно заняться проектом open source.

Пока я был в России, команда отослала мне ряд отчётов, описывающих процесс разработки. Они остановились на Java, эта среда мне не очень нравилась, и на базе данных SQL, рациональный выбор. Пока всё шло неплохо. Однако через несколько месяцев я понял, что они тратят много времени на решение проблем, которые решать не нужно. Например, мы хотели, чтобы SchoolTool был кроссплатформенным. Они потратили много времени на разработку системы, которая унифицировано описывала интерфейс пользователя с использованием XML, а затем генерировала интерфейс для каждой платформы. Я спросил, зачем вы повторяете XUL? Получилось так, что как только разработчики получили свободу, они начали преследовать свои собственные цели, а не цели проекта. Конечно, они могли возразить, что их инструмент нужен проекту SchoolTool, но я всё-таки думал, что, если бы я был на их месте, я бы сначала сосредоточился на решении задач, нужных школьной администрации, а уж затем занялся чисто техническими разработками.

Через некоторое время я осознал, что команда не сможет выдать работающую программу. Поэтому я законсервировал проект и ликвидировал офис, распустив программистов по домам. Это было очень непопулярное решение, так как некоторые группы в образовательной среде возлагали большие надежды на SchoolTool. Я не стал поддерживать эти ложные надежды и заявил, что мы не будем разрабатывать SchoolTool дальше. Однако где-то на заднем плане у меня засела мысль, что этот проект стоит того, чтобы его сделать, и сделать именно как open source.